Вид монашеского жилища на iPhone

Александр Проханов, писатель и журналист

сообщество читателей и слушателей

Кто они, эти люди, в ком образ православного креста вызывает бешенство? Вид монашеского клобука либо священническая ряса порождает злую иронию? Зрелище монастырской стенки либо пасхального шествия принуждает сплетничать и прыскать ядовитой слюной? Откуда явился этот дух «празднословный и коварный»? Почему участились нападки на российские монастыри, на церковные алтари, на священные тексты, в каких божественная мудрость тыщу лет освящает дух народа, показывает ему путь к свету, справедливости и любви?

Свято-Никольский Черноостровский монастырь под Малоярославцем. Славное место для всякого российского сердца. Тут в 1812 году шли бои с французами, и войско Кутузова не пустило неприятеля на буханканую Калужскую дорогу, а погнало его вспять в Европу по обугленной, бесбуханканой Смоленской, где Наполеон без славы сгубил свою армию и, отмороженный, умчался в Париж. Сам монастырь с его белоснежными храмами, каменными белыми стенками воздвигнут в Honor замечательной российской победы. Пережив разруху и запустение, трудами монахинь он превращён в цветущее место, летом утопающее в розах, а зимой зияющее посреди голубых российских лесов и сверкающих льдом речек. 100 20 монахинь отыскали в монастыре своё утешение в нескончаемых трудах и молениях, они собирают к для себя огромное количество паломников и богомольцев. В детском приюте обрели собственный монастырский дом детки, которые утратили собственный дом в миру, кого бросили предки, кто был очевидцем страшных семейных сцен, кто погибал посреди ожесточенного мира. Тут, в монастыре, они окружены заботой, любовью, и я не мог без слёз глядеть на эти волшебные лица, когда малыши давали концерт, игрались наивную детскую пьесу, ту, с которой объехали десяток европейских государств, вызывая восхищение и нежность у сострадательных европейцев. И на этот монастырь идут беспощадные нападки: инсинуация в прессе, в вебе, какая-то книжка, в какой мятежная девушка, переселяющаяся из монастыря в монастырь, меняющая религиозные убеждения, строит хулу на обитель… Чего они достигают, эти хулители и осквернители? Для чего кидают яд в колодец святой воды? Для чего мажут сажей белые монастырские стенки?

И 2-ой монастырь — Боголюбский, что на окраине Владимира. Какая краса, мощь, величие, какие прекрасные голубые купола с золотыми крестами! Как далековато летят монастырские гулы в бескрайние поля, в излуки рек. Монастырь встал на пути, по которому Русь передвигалась из Киева во Владимир и далее в Москву. Князю Андрею Боголюбскому, переносившему заветы из 1-го российского королевства в другое, на этих кручах явилась Богородица. И он, озарённый этим чудом, наказал написать икону Богородицы Боголюбивой. Этот монастырь, возведённый из праха, вознесённый своими крестами в небо трудами российских женщин-монахинь, является драгоценным для верящего российского сердца. И мне, в мои самые горьковатые лихие минутки, он открывал свои врата, целил мою духовную хворь.

Кому же пригодилось осквернять святыни? Кто они, эти дельцы, эти предприимчивые златолюбцы, кто решил выстроить прямо у стенок монастыря завод по производству презервативов? А если б таковой завод они вознамерились выстроить у стенок Кремля либо пятничной мечети, либо у главной синагоги? Неуж-то бы выстроили? Неуж-то посреди пустующих земель, неопрятных сёл не нашлось места, не считая этой обители, где эти резиновых дел мастера смогли бы основать своё заведение? Тогда и не было бы протестующих паломников, стенающих монахинь, плачущих прихожан, которым жутко пошевелить мозгами, что слово «Боголюбово» будет значиться на этикетках злополучных изделий.

Православные монастыри истребляются и оскверняются в Сирии безумцами-исламистами. Монастырские святыни и церкви рушатся в Косово албанскими захватчиками. Не эта ли злая энергия докатилась и до российских обителей? В чём природа зла, которое вдруг и в XXI веке нашло себя у монастырских оград, — после всех гонений и поношений, которым подвергалась церковь в XX веке?

Монастыри на Руси — особенные места: на буграх, на кручах, окружённые лесами, на берегах рек, у огромных дорог — там, где загадочные заветные места, где небо соединяется с землёй, где незримые световоды соединяют небесный фаворский свет с земной людской жизнью. И этот свет просачивается в мирские жилища, в гарнизоны, в институты, в остроги, в мысли и побуждения людей, уберегая их от зла, наполняя светом. Монахи и монахини своими бесконечными дневными и ночными молитвами делают этот световод. Не дают померкнуть небесному сиянию, которое вспыхивает на церковных крестах и принуждает радоваться любящее и верящее сердечко. Алтари и молящиеся перед ними священники излучают незримый покров, что кутает Россию как покровом Богородицы, через который на Русь не попадают силы зла, силы, желающие нам смерти.

Российское орудие, боевые корабли, самолёты и танки берегут наши земные рубежи. А монастыри и храмы, даже самые мелкие, затерянные посреди бескрайних российских пространств, — это духовное орудие, которым Наша родина отражает зло. В монастыри во все века, в самые жуткие времена, спасаясь от нашествий, пожаров, гонений, сходились, сбегались российские люди, скрывались от побоищ, писали книжки, берегли святоотеческие предания. Сейчас наши монастыри — это прибежище русскости. Тут сберегаются православные представления о жизни и погибели, о духовном подвиге и бессмертии, память о наших праведниках, военачальниках. Тут молятся о российском воинстве, о российских героях, тех, кто сейчас борется вдали от Рф, и тех безвестных, ещё не погребённых, чьи кости лежат в мшистых болотах и непролазных лесах.

Сейчас правоверная церковь с её монастырями и приходами является нарастающей силой, которая борется с духовной гнусной, людской тьмой, с богачами, что кичатся своими богатствами перед лицом обездоленных. Призывает к добросовестному служению бездушных чиновников и политических хитрецов, даёт ориентиры художникам и писателям, объясняя глубинную природу их вдохновения.

Сейчас церковь служит взрастанию и укреплению нашего страны Русского, является одним из его столпов. Собирает вокруг себя представителей других религий. Соединяет нашу многоязыкую родину в симфоническое державное единство. Именно поэтому и нападки, потому и отрава в колодцах, потому бесноватый хохот и хуления. И сейчас, как и сотки годов назад, длится невидимая брань. И сейчас длится борьба добра со злом. И сейчас на монастырские стенки, как в древние времена, карабкаются осаждающие нас недруги. Церковь борется не клинком, но духом, молитвой и хорошим деянием.

Сёстры, родные мои, живущие в Черноостровском монастыре и в ненаглядном Боголюбове, с вами вся верящая правоверная Наша родина. Вас гонят, а означает, вы правы перед Христом. И кому, как не для вас, знать, что Христос поругаем не бывает. Наша родина поругаема не бывает. Аминь.

Дом, в котором ты живешь (национальные типы жилищ)

100, 500, тыща? 10-ки тыщ лет, а может быть, и больше. Я не обмолвился: конкретно нашему дому, в каком мы живем, 10-ки тыщ лет. Не думайте, что наши современные дома так не похожи на жилища старых людей. Как, скажете вы, наш дом построен 10 годов назад и в нем. Ага! Вы уже начинаете подсчитывать, загибая пальцы: мусоропровод, газопровод, отопление, электричество, водопровод. Я тоже помню обо всем этом. Кстати, ванна была уже в старых помпейских домиках, раскопанных из-под пепла Везувия. А водопровод. Вспомните стихи Маяковского:

как в наши деньки вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.

Вобщем, если б и не было у старых римлян ванны и водопровода, я бы все равно не взял собственных слов назад. Ведь нынешний дом, какой бы он ни был современный, как и тыщу годов назад, должен защищать собственных жителей от холода и жары, от ветра, дождика либо снега. Люди живут всюду – и на снежном севере, и на жарком юге, и на степных просторах, и посреди лесов, и в горах, и в пустыне, и даже на воде. Жилища, которые люд веками строил, приспосабливая к тому либо иному климату, к тем либо другим обычаям, потребностям, сильно много значат для современной архитектуры. Знать, какие бывали жилища и как они устроены, необычно любопытно. Но не просто любопытно. К тому же очень необходимо. Больше того – совсем нужно.

Дом эскимоса. Небольшой снежный купол посреди бескрайних снегов. Зима принесла холода. Зима и помогает защититься от их.

Ровненькая снежная гладь. Небо и земля, покрытая снегом, схожего серебристо-серого цвета. леска горизонта растворилась в искрящейся снежной пыли. Скоро, через неделю-другую, низкое солнце пропадет, как будто растает в снежном полумраке. Наступит многомесячная полярная ночь. Скатал человек снежный ком. Обтесал его с 4 сторон, и вышел большой снежный кирпич. Один. Другой. 3-ий. Много уже таких кирпичей лежит на ровненькой, расчищенной от снега площадке. И вот человек начинает ложить из этих снежных кирпичей дом. Есть такая пословица: «Дом без углов не стоит». Итак вот, этот снежный дом строится без углов – он круглый. Как половинка шара. Издалече он очень похож на яичко, врытое наполовину в землю. Осмотрел человек собственный дом снаружи, взял в руки плошку с тюленьим жиром да с плавающим в нем фитильком, пригнулся и вошел вовнутрь дома. Поставил он этот собственный светильничек на снежный пол и стал ожидать. Пощелкивает тюлений жир, бледноватый огонек то выше взметнется, то практически совершенно пропадет. Но вот разгорелся осветительный прибор. Ровно пылает пламя на фитильке. Воздух в круглом снежном домике равномерно греется. Снег на стенках подтаивает. Оплывают снежные кирпичи. Как будто на очах надежно срастаются. Сейчас стоит лишь на время убрать осветительный прибор, и стенки снутри дома схватятся крепкой ледяной корочкой. Дом готов. С незапамятных времен строили эскимосы на Последнем Севере такие вот снежные жилища. Назывались они иглу.

READ  Как Удалить Файлы С Телефона

Чтобы чай остыл, его наливают в блюдце. Почему? Потому что поверхность воды больше в широком блюдце, чем в узком стакане. А чем больше поверхность воды, тем быстрее уходит из нее тепло. Чем меньше поверхность стен дома, тем больше тепла сохранится внутри, в комнатах. А ведь шар (это известно из геометрии) из всех геометрических фигур имеет наименьшую поверхность. Вот, оказывается, почему эскимосы строили круглые дома! Хотя, конечно же, геометрии они тогда не знали. Но многолетний опыт помог им. Не правда ли, домик полярников очень похож на снежные иглу эскимосов?

Сегодня архитектор не собирается строить из снега – в его распоряжении есть такие материалы, как железобетон, пластмасса, металл. Но форма северного дома эскимосов, продуманная до деталей, может быть использована. Посмотрите на этот круглый субарктический дом для полярных экспедиций, построенный известным шведским архитектором Ральфом Эрскиным. Не напоминает ли он вам древнее эскимосское жилище?

Кусочек древней Бухары. Вдоль узкой улочки тянутся глухие глинобитные стены с редкими углублениями дверей.

«Оазис». Удивительное слово. Его невозможно произнести небрежной скороговоркой. Это длинное «о» впереди придает голосу оттенок восхищенности и даже почтения. И еще в нем слышится слово «Азия». И веет от него прохладой. Может быть, мне все это кажется, потому что я знаю: оазис – это клочок зеленой влажной земли среди необъятных желтых песков пустыни. Для обитателей пустыни оазис – это жизнь. И люди здесь строят свои дома. Строя дом в пустыне, человек всегда стремился отгородить себе среди сухих песков кусочек оазиса. Сохранить оазис внутри дома. Но как же это сделать? Дерево в кухне? Озеро в спальне? – Такого быть не может! – скажете вы. Однако именно так и выглядит среднеазиатское жилище. И зеленое дерево и маленький водоем обстраиваются, окружаются глухими глинобитными стенами. Дом словно заключает в объятия этот маленький зеленый дворик. Но он только называется двориком. На самом же деле это и есть настоящее жилое помещение, еще одна комната в доме. С плотной тенью под раскидистой чинарой и с влажным ветерком от небольшого бассейна. Ведь большую часть дня и всю ночь люди стараются проводить не в душных, закрытых помещениях, а на воздухе, в «комнате под открытым небом». Здесь и принимают гостей, и пьют зеленый прозрачный чай, и жарят вкусное баранье мясо, и спят. А снаружи в стенах дома нет окон, только дверь. Стены дома надежно берегут маленький оазис от знойных, сухих ветров, желтых от песчаной пыли.

Старый город в Средней Азии состоял из небольших жилых кварталов – махалля. Махалля – это и прилепившиеся друг к другу глинобитные домики, и кривые улочки, такие узкие, что тень от дома на одной ее стороне ложится на стену дома напротив, и небольшая базарная площадь. В таких махалля жили дружно, почти общиной. Уважаемых седобородых стариков, сидящих рядком под навесом на базарной площади, каждый знал по имени. С ними вежливо здоровались, прибавляя почтительное «ата», то есть «старик», «отец»: – Здравствуйте, Дадахон-ата! И старики благосклонно кивали головами. А женщины, взобравшись на плоскую крышу, перекликались с соседками из ближних домов. Махалля чем-то похожи на современные микрорайоны с их пешеходными дорожками и небольшим торговым центром. Старые районы Ташкента были разрушены землетрясением. Но добрососедские обычаи, уклад жизни приветливого узбекского народа землетрясение разрушить, конечно, не могло. И архитекторы решили попытаться создать район наподобие махалля. И вот появились железобетонные дома с бассейном и садом во внутреннем дворике, с плоской крышей. В каждом таком доме жила одна семья. Так идея глинобитного жилища Средней Азии воплотилась в современном доме.

Степь необъятна. Пастбищ много. Зачем стадам пастись на одном месте? Здесь траву съели, можно перекочевать дальше. Так и кочевали люди за табунами лошадей, за тучными стадами. Но не в один день объедят животные сочную траву, не один день придется людям жить на одном месте. Нужно строить жилище. Вбили в землю высокие жерди. Перевили их прутьями. Словно перевернутая вверх дном корзинка стоит в степи. Звездное небо просвечивает сквозь прутья. Но вот накрыли этот плетеный остов плотными полотнищами войлока, и получился надежный, теплый дом – юрта. А когда понадобится перекочевать в другое место, быстро разберут легкую юрту, уложат в кибитку жерди и войлок, и покатил дом на колесах по степным дорогам.

Зима старательно прячет под снегом следы недавнего лета – и сухие скрученные листья, и не успевшую пожухнуть траву, и литые головки желудей, и земляничные полянки, и взгорки с мягкой подстилкой мха. Но прояснится, поголубеет небо, заскользит солнечный луч по стволам сосен, высветлит их оранжевыми пятнами, и мелькнет тогда мимолетное воспоминание о жарких летних днях. А лето уже давно кончилось. Яркие дощатые стены домиков в лагерях отдыха покрыты изморозью. Крутит поземку ледяной ветер на дорожках, исшлепанных за лето босыми ногами и сандалиями. Перекочевали обитатели палаточного лагеря отдыха из лесу в город, в свои «зимние» квартиры, и палатки собрали, словно юрты. Выдернули из земли колья и колышки, аккуратно сложили брезентовые полотнища – жди, палатка, неблизкого лета! Вот как! Оказывается, палатка не такая уж дальняя родственница кочевой юрты. Сегодня и геологи, и полярники нередко живут в разборных передвижных домиках. И в них тоже немало общего с легкой «сборно-разборной» юртой.

Пожухла трава у бревенчатой стены. Скоро сибирская зима закрутит метели. Но они не страшны жителям этого дома: весь двор, все хозяйство укрыты под одной крышей.

Меня всегда удивляло, как ловко и крепко слажена обыкновенная русская изба. И какое название меткое – сруб. Дом, срубленный обычным топором. В каждом стесе бревна, в каждой зарубке словно застыл точный, уверенный взмах острого топора. И плотно сложенные – венец к венцу – стены, и ровная полоска мха или пакли между бревнами, и гладкие кругляши торцов бревен – все это прочно, ни один самый крохотный сквознячок не проскочит в дом. Особенно чувствуется это в северной избе. Здесь уже не только дом защищен от мороза, снега, ветра. Но и двор, и амбар, и хлев, где живет домашний скот, – все слилось с домом воедино, под одной крышей. А на севере Чехии даже есть «дворы-улочки», в которых под одну крышу пристраивается сразу десять – пятнадцать домов. Тут и лютый мороз и снежный буран нипочем: люди всем селом укрылись под одной крышей.

Старый эстонский дом будто состоял из одной крыши. По скользкой соломе с крутых скатов крыши дождевые струи стремительно скользят вниз.

Вот какие разные дома строят для себя разные народы на земле. Но и это далеко не все. Дома на плотах и даже на лодках. Словно ласточкины гнезда, лепятся к скале пуэбло – жилища южноамериканских индейцев. И великолепные гордые дома-башни грузинского селения в Сванетии. Древнее грузинское жилище – дарбази – было устроено так, что свет проникал в него через отверстие в крыше. Делался купол из бревен, положенных одно ни другое восьмигранником, кик видно на рисунке. А рядом купол современного здания, но сделан он по принципу грузинского дарбази. Очень трудно перечислить все, что дает народное жилище современной архитектуре. Архитекторы сегодня пристально изучают тот опыт, который воплотился в таких необычных, а иногда и просто экзотических формах народных жилищ.

Странный джентльмен и ленточки на дверях

У Бернарда Шоу в его пьесе «Пигмалион» есть прекрасный эпизод. Между случайными собеседниками, укрывшимися от дождя, завязывается разговор. И один почтенный джентльмен поражает всех тем, что может рассказать чуть ли не биографию каждого: откуда он родом, в каком предместье Лондона жил, чем занимается. Сначала все были удивлены, потом возмутились, а потом и вовсе обозлились на этого слишком много знающего человека. Кто-то крикнул, что это, может быть, шпик и он следит за всеми. Но тут выясняется, что джентльмен – специалист по языку, лингвист. По оттенкам речи, по говору, по характерным словечкам определяет он и род занятий человека и место его рождения. И это не удивительно. Мы можем с легкостью определить родину человека, говорящего по-русски, не только если он украинец или грузин, но и «окающего» уроженца Вологды или «акающего» москвича. То же самое происходит и в архитектуре. Поезжайте в Узбекистан, в Грузию, в Прибалтику, и вы увидите, как особенности искусства, быта, национальных традиций проявляются в архитектуре современных зданий. Будь это затейливый лазорево-зеленый узбекский орнамент. Или армянский розовый туф, которым отделываются дома в Ереване. Или знаменитая грузинская чеканка на стенах домов. Или характерная крыша эстонского дома с такими большими свесами, что почти закрывает стены. Многим, наверное, знакомы огорчения по поводу того, что современные здания слишком похожи. Были даже случаи, когда мамы привязывали разноцветные ленточки у входов в свои дома, чтобы дети не заблудились. Но дома-близнецы существуют не только в одном микрорайоне или даже городе. Появилась опасность, что архитектура во всех странах станет одинаковой. Архитекторы стали говорить о некоем «международном» стиле. А ведь каждый народ имеет и свою историю, и свое искусство, и свой характер. И архитектура разных народов, конечно же, не может быть одинаковой. Вот почему архитекторы изучают тот опыт, который воплотился в необычных формах народных жилищ.

монашеский, жилища

Жилища индейцев

Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап.

READ  Как Изменить Шрифт На Huawei

Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие – для выхода дыма. В центре жилища находился очаг, по краям. места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его.

Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось.

Жилище апачей и других племен, проживающих на юго–западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама.

Жилища народов Украины

Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.

В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.

Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

iPhone 14 – Вот где Инновации

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

Любые иконки, темы и кастомизация в iOS 14. как сделать и зачем

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

монашеский, жилища

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Скачай это приложение на iPhone! Слушать музыку на iPhone из Apple Music!

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

Их летом накрывают мешковиной, зимой – шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

Традиционное жилище якутов. балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом. слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева. для женщин.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно 20 ºС даже в сильные морозы.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля

Жилище – это сооружение или строение, в котором обитают люди. Оно служит для укрытия от непогоды, для защиты от неприятеля, для сна, отдыха, выращивания потомства, хранения продуктов. У местного населения в различных регионах мира сложились свои типы традиционных жилищ. Например, у кочевников это юрты, шатры, вигвамы, чумы. В горной местности строили пальясо, шале, а на равнинах. хаты, мазанки и избы. О национальных видах жилищ народов мира и пойдет речь в статье. Кроме того, из статьи вы узнаете, какие строения остаются актуальными и в настоящее время и какие функции они продолжают выполнять.

Жилища народов Кавказа

Для народов Кавказа традиционное жилище. сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию.

READ  Huawei Не Отправляет Смс На Короткие Номера

Жилища народов нашей страны

Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:

Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.

Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.

Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.

Название произошло от слова «куриться», что означало «дымиться». Куренем называли традиционное жилище казаков. Первые их поселения возникли в плавнях (речные камышовые заросли). Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма.

Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре. очаг.

Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.

Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.

Жилища народов Африки

Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване.

Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником.

Это огромный куполообразный тростниковый дом, который является традиционным для зулусов. Длинные прутья, тростник, высокую траву переплетали и укрепляли веревками. Вход закрывали специальными щитами.

Келья монаха – его жилище в монастыре

Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут люди – послушники, монахи. И у каждого из них есть своё небольшое жилище – келья.

Монахи – летописцы

Когда не было в Русском государстве книгопечатания, книги писались вручную. И писали их именно монахи в своих кельях. На изготовление – написание одной книги уходили месяцы и даже годы. Писали их на отдельных листах, которые потом скреплялись и закрывались крепкой обложкой.

Книги не только писались заново, но и переписывались. Это были своеобразные типографии. С одной книги делали много её копий. Тиражи, конечно были не миллионные, как сейчас. Это всё равно были единичные экземпляры. Вручную ведь много не напишешь.

И вообще, в давние времена образование было сосредоточено в монастырях и церквях. До сих пор при монастырях существуют воскресные школы. А когда-то это был основной вид образования, доступный основной массе населения страны. Тогда это были церковно-приходские школы.

В монастырской келье узкой писались не только книги. В келье монаха – летописца записывалась история страны. Именно из таких летописей сегодня и возможно узнать, что происходило в те далёкие времена.

Самым известным монахом летописцем является Нестор. Этот монах проживал в упомянутой выше Киево-Печерской лавре. Именно благодаря его трудам появилась на свет в 1113 году “Повесть временных лет”. В ней рассказана история русского государства с 852 года по 1117 год. Впоследствии летопись много раз переписывалась и дополнялась.

Монашеские кельи

Кельи располагаются в специальных зданиях – братских корпусах или общежитиях. В русских монастырях в кельях проживают один или два монаха. Комнаты имеют простенький вид. Из мебели обычно есть стол, стул или табурет и кровать. Вместо кровати может быть топчан.

Часто в монастырской келье есть небольшой индивидуальный иконостас из небольших иконок. Почти в каждой комнате находится полка для книг. Это монастырские и религиозные книги. Всё своё свободное время, коего у монаха немного, он проводит в келье. Здесь монахи проводят время в молитвах, занимаются рукоделием или чтением духовных книг.

Собственно, монашеская жизнь на протяжении веков почти не меняется. Обычно монахи заняты на послушаниях или молитвах. Послушания, говоря простым языком – это хозяйственные работы. Монастыри поддерживают свои здания и сооружения в годном состоянии собственными силами. Лишь на специальные или опасные работы привлекаются специалисты со стороны.

Иногда, особенно в стародавние времена, монастыри располагались в укромных местах, иногда в пещерах и горах. И, соответственно и кельи вырубались в скалах. Наиболее известным таким сооружением является Киево-Печерская Лавра. Конечно, сегодня в этих пещерах монахи уже не живут.

Значение слова келья

Похожие по звучанию и значению слова есть во многих языках. В греческом языке есть слово κελλίον, в латинском языке – сеllа, в древнерусском – келиа. Все они обозначают примерно одно и тоже. Значение слова келья — небольшая комната, скромное жилище монаха.

Скорее всего, в русский язык это слово попало во времена крещения Руси. Поскольку Русь крестили по образцу Греческой Православной церкви, то и само слово имеет, видимо, греческое происхождение.

Мужские и женские обители

В кельи монашеские не рекомендуется заходить посторонним людям. А лицам противоположного пола это строжайше запрещено. Именно поэтому монастыри строятся по половому признаку. Существуют мужские и женские монастыри.

Монастыри – это комплекс зданий и сооружений культового и хозяйственного назначения. Как правило на территории монастыря действуют несколько церквей и храмов. И поддерживают их в рабочем и безопасном состоянии – монахи. Они живут здесь же, на территории монастыря, в кельях, расположенных в отдельных, специальных зданиях.

Как люди попадают в монастыри? По-разному. У каждого человека, решившего посвятить свою жизнь служению богу, своя судьба. И у пришедших в монастырь, редко спрашивают причины, приведшие его к этому. Если только человек сам не пожелает рассказать об этом.

Как и у людей у монастырей своя история. Многие монастыри были разрушены во время событий начала прошлого века. Это было время гражданской войны и красного террора, когда религия была вне закона. В то время главенствовал атеизм. Две мировые войны тоже внесли свою немалую лепту в разрушение монастырей страны.

Сегодня количество монастырей растёт. Восстанавливаются ранее заброшенные монастыри. Строятся новые обители. Строятся и новые кельи для вновь постригшихся в монахи. И быть может скоро мир узнает новых Несторов – летописцев.

Киновия

Одна из наиболее ранних форм организации монашеского уклада. Это монастырь общежительного типа, возникший в самом начале христианской эры. Все необходимое для жизни насельники киновии получают от настоятеля. В свой черед они обязаны трудиться, делают это безвозмездно. Плоды их деятельности принадлежат монастырю, монахи лишены права собственности, у них нет личного имущества. Первая киновия была основана прп. Пахомием Великим.

Скитская жизнь

В небольшом монашеском поселении, удаленном от основного монастыря, жизнь, как правило, течет по более строгому уставу. Здесь больше возможностей для уединения и делания особых подвигов воздержания. Немногочисленность братии и отсутствие паломников создают все условия для внутренней молитвы, созерцания.

Типы монастырей

На протяжении всей истории христианства сформировались разные уклады монашеской жизни. Одни из них изучены хорошо, о происхождении других мало известно.

Духовенство

В мужских обителях церковные службы, требы проводятся силами монастырской братии: иеромонахов, иеродиаконов и прочих. Женские монашеские общины вынуждены приглашать к себе мирских священников, диаконов для обеспечения непрерывного богослужебного ритма.

Важное место занимает духовник обители. В мужском монастыре — это не обязательно должен быть старец, как в смысле духовных дарований, так и возраста. В женских обителях духовник, как правило, назначается из числа пожилых и опытных монахов.

Значение понятия

Уходящий в монастырь христианин ищет уединения. Но удаляется монах не столько от мира, сколько от страстей, наполняющих и искажающих жизнь людей. Монастырь – это главное поле духовной битвы со страстями, а основное дело его насельников — молиться и плакать за всех людей. По преданию, пока жив хоть один монах, мир будет стоять.

Идет такой период истории, когда становление на путь монашества расценивается как готовность к противостоянию всем тем негативным явлениям, которые процветают и укрепляются в нашем обществе. Свт. Игнатий Брянчанинов приравнивает монашеский подвиг к мученичеству.